Польза витамина Д
Витамин D3 (холекальциферол) способствует абсорбции кальция в кишечнике, поддерживает необходимые уровни кальция и фосфатов в крови для обеспечения минерализации костной ткани и предотвращения гипокальциемических состояний. Он также необходим для роста костей и процесса костного ремоделирования. Достаточный уровень холекальциферола предотвращает развитие рахита у детей и остеомаляции у взрослых. Вместе с кальцием витамин D применяется для профилактики и в составе комплексного лечения остеопороза.
Витамин D влияет и на другие физиологические процессы в организме, в том числе, модуляцию клеточного роста, нервно-мышечную проводимость, воспаление. Известно, что холекальциферол оказывает прямое влияние, как на врожденный, так и приобретенный иммунитет. Его рецепторы присутствуют в лимфоцитах, моноцитах и макрофагах.
Витамин D играет очень важную роль в планировании и здоровом протекании беременности. Наличие гена VDR (рецептора к витамину D) в органах, связанных с репродуктивной системой, таких как матка, яичники, гипофиз, а также плацента, подтверждает особое влияние холекальциферола на фертильность женщины. Исследования доказали влияние витамина D на регуляцию менструального цикла и участие в созревании фолликулов, овуляции и формировании желтого тела. Кроме того, связывание витамина D с рецепторами влияет на экспрессию гена CYP19, который участвует в синтезе эстрогенов.
Согласно результатам исследований, распространенность дефицита витамина D у пациентов с гипогонадизмом достигает 85 %. Терапия, направленная на устранение дефицита холекальциферола, способствует не только значительному улучшению гормонального фона, но и самочувствия пациентов. Среди женщин, прошедших лечение от бесплодия, распространенность дефицита витамина D достигает 69%. Также отмечено, что женщины с бесплодием различной этиологии значительно чаще страдают дефицитом витамина D по сравнению с беременными.
Наличие достаточного уровня витамина D в утробе матери и на ранних стадиях жизни ребенка обеспечивает нормальную транскрипционную активность рецепторов, которая необходима для развития мозга и психического функционирования малыша. Витамин D влияет на белки, непосредственно участвующие в обучении, памяти, контроле моторики и социальном поведении, и тесно связан с исполнительными функциями, такими как целенаправленное поведение, внимание и способность адаптироваться к изменениям.
Витамин D также играет важную роль в защите кожи от воздействия ультрафиолета. В зависимости от дозы УФ-излучение может вызывать повреждение ДНК, воспаление, клеточный апоптоз, старение кожи и рак.
Несколько исследований показали, что адекватный уровень витамина D снижает риск развития рака и смертности, связанной с онкологическими заболеваниями. В частности, указывается на важную роль витамина D в предотвращении возникновения и прогрессирования смерти от рака кожи. Подтверждено участие холекальциферола в регуляции множества сигнальных путей, которые важны в канцерогенезе, включая ингибирование сигнального пути, лежащего в основе развития базальноклеточной карциномы.
Важно отметить, что метастазы рака кожи зависят от микроокружения опухоли, где метаболиты витамина D играют ключевую роль в предотвращении определенных молекулярных взаимодействий, участвующих в прогрессировании опухоли.
По мнению большинства российских и европейских экспертов, гиповитаминоз D определяется как уровень 25(OH)D (активного метаболита холекальциферола, присутствующего в крови) менее 20 нг/мл, дефицит витамина D – менее 10 нг/мл. Пограничная недостаточность холекальциферола составляет 21–29 нг/мл, а оптимальное содержание – 30–100 нг/мл. Только достижение и поддержание значений 25(OH)D в сыворотке крови выше 30 нг/мл позволяет полностью реализовать внекостные, неклассические эффекты витамина D, в то время как значения 25(OH)D в 20 нг/мл предотвращают только основные проявления дефицита витамина D.
В России был проведен ряд исследований, результаты которых согласуются с мировыми данными и подтверждают повсеместное распространение низкого уровня витамина D у людей. Согласно результатам этих исследований, 90% населения всех возрастов имеют дефицит (<20 нг/мл) витамина D, в то время как 8% имеют недостаток этого витамина (20–30 нг/мл) и лишь 2% – нормальное количество витамина D в организме (30–100 нг/мл). При этом более 50% детей в возрасте до 1 года страдают рахитом в той или иной степени [16, 17].
Для поддержания уровня 25(ОН)D более 30 нг/мл необходимо потребление не менее 1500–2000 МЕ витамина D в сутки [18]. При этом клинические международные рекомендации, имеющиеся к настоящему времени, а также результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что для поддержания оптимальных уровней витамина D крови более 30 нг/мл может требоваться ежедневный прием более 1500–2000 МЕ в сутки, а при ожирении и нарушениях метаболизма витамина D более 6000–8000 МЕ в сутки [1,4,19–23].
При заболеваниях/состояниях, сопровождающихся нарушением всасывания/метаболизма витамина D, рекомендуется его прием в дозах в 2–3 раза превышающих суточную потребность возрастной группы [23].
Для обеспечения достаточного объема холекальциферола в грудном молоке для младенца, получающего исключительно грудное вскармливание без дополнительного приема препаратов витамина D, матери необходим прием порядка 4000–6000 МЕ/сут [20,24].