Гипертония – как это начинается и происходит

Протечка клеточных мембран.

Гипертония бывает первичной и вторичной. Вторичная гипертония обусловлена поражением почек, сосудов, нарушением гормональной регуляции и др. и встречается лишь в 5-10% случаев. Первичная же гипертония, которая составляет 90-95% среди всех гипертоний, имеет собственную сущность и именно о первичной гипертонии мы и будем далее говорить.

Неизвестные рекомендации ВОЗ

Фундаментальные открытия в области биохимии и физиологии, совершенные в конце ХХ века, позволили по-новому взглянуть на механизмы развития артериальной гипертонии. Новые знания потребовали коренного пересмотра подходов к профилактике и лечению гипертонии. Дух реформ коснулся и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Суть нового подхода, рекомендуемого ВОЗ, в том, что все пациенты, независимо от тяжести артериальной гипертонии и медикаментозного лечения должны использовать немедикаментозного методы. "Немедикаментозные меры направлены на снижение артериального давления, уменьшение потребности в антигипертензивных средствах и усиление их эффекта, на первичную профилактику артериальной гипертонии и ассоциированных сердечно-сосудистых заболеваний на популяционном уровне" (ДАГ1, 13).

Драматическая правда

Драматическая правда заключается в том, что большинство людей могут нормализовать показатели артериального давления, не прибегая к лекарствам. Разные вещества, приготовленные самой природой, производят удивительнейшую работу в нашем организме, избавляя от этой «ужасной эпидемии».
Если принимать фармпрепарат, то высокого АД может и не быть, а гипертоническая болезнь с присущим ей нарушением обмена веществ остается. Поэтому цели немедикаментозной программы гораздо амбициозней, чем просто снижение артериального давления. Коррекция обмена веществ с помощью нелекарственных методов позволяет воздействовать на первопричины возникновения гипертонической болезни.

Клетка – это не «клетка», а живое существо

До сих пор большинство людей понимают клетки как «кирпичики», из которых состоят многоклеточные организмы. Мы, в том числе и врачи, действительно забываем, что каждая клетка нашего организма – это полноценное живое существо. Особенно хорошо это видно из современных биологических исследований.
Клетка имеет подобие нервной системы; способна «чувствовать» с помощью рецепторов, расположенных на ее мембране; постоянно общяется со своими близкими и дальними соседями, обмениваясь с ними химическими сигналами. Святая святых клетки – ее ядро, где хранится наследственная информация.
Гипертония является клеточным заболеванием. Это самая главная мысль и ключ к пониманию эффективности немедикаментозной программы, направленной на исправление нарушенного обмена веществ в клетке.

Повышеная проницаемость клеточных мембран при гипертонии.

В России до сих популярна точка зрения, что гипертония связана с хроническим нервным перенапряжением. Но вот вопрос. Нервное напряжение испытывают практически все, а гипертонией заболевает только половина.
Ответ – в фундаментальных исследованиях замечательного отечественного ученого Ю.В. Постнова. Организм людей с первичной гипертонией имеет особенности клеточных мембран, которые обусловлены генетически.
Живая клетка отделена от внешней среды клеточной мембраной. Процессы жизнедеятельности требуют, чтобы внутри клетки было много калия, а снаружи – натрия. Чтобы удержать трансмембранный перепад в концентрации ионов, клетка с помощью специальных насосов (встроенных в мембрану белков) активно поддерживает разницу ионов по обе стороны мембраны (рис.2.3): натрий-кальевый насос вычерпывает натрий и закачивает калий, кальциевая помпа выбрасывает кальций.
Другими словами, живая клетка представляет собой батарейку. Имея электрический заряд она способна разряжаться и выполнять работу: нервная клетка передает импульс, мышечная – сокращается, желудочная – выделяет соляную кислоту и т.д. Кроме того, электрический заряд заставляет двигаться через мембраны различные биомолекулы, необходимые для обмена веществ в клетке.

И вот, внимание, самое главное!

При гипертонии имеется повышенная проницаемость клеточных мембран для ионов, в первую очередь для натрия. Это состояние генетически обусловлено.
Что в этом плохого? А вот что. Из-за потока ионов, клетка быстро разряжается и в нее устремляется кальций. Кальций – это элемент, который заставляет клетку совершать работу, для которой она предназначена и попадая внутрь, например, мышечной клетки вызывает ее сокращение. И пока кальций внутри клетки, она находится в состоянии спазма.
Расслабление мышечной клетки возможно, когда натрий и кальций будут вычерпаны клеточными насосами, а калий закачан внутрь клетки. По сути – это перезарядка клетки с помощью клеточных насосов.

Врожденность не означает неизбежности

Итак, при гипертонии отмечается повышенная проницаемость клеточных мембран, что генетически обусловлено. Из-за этого клетки легко разряжаются. На первый взгляд это дает преимущество. За счет высокой скорости распространения нервного импульса организм гипертоника обладает преимуществом, обеспечивающим ему более эффективные сосудистые и мышечные реакции, быстродействие интеллекта и особый тип личности А, динамичный и конкурентный. Не случайно среди гипертоников так много лидеров.
Но повышенная проницаемость клеточных мембран – это еще не гипертония и лицам с этой проницаемостью заболевать гипертонией вовсе не обязательно! Для этого нужно предпринять нехитрые шаги.
Но будущие гипертоники не знают об этом. Со всем своим врожденным пылом они много работают, недосыпают, неправильно питаются… Постепенно у этих «шустриков» истощаются запасы энергии, клеточные насосы захлебываются. Через «протекающие» мембраны постоянно прибывает натрий. Он разряжает клетки, которые захлестывают потоки кальция. Нервыне клетки впадают в состояние хронического возбуждения, сосудистые клетки спазмированы, жировые клетки пухнут от запасаемых липидов. А через кальевые каналы вытекает калий. Артериальное давление начинает прыгать часто оставаясь повышенным. Так формируется гипертоническая болезнь. Но начинающий гипертоник не замечает опасного развития событий. Из-за хронической кальциевой перегрузки клетки плохо реагируют на внешние стимулы. И чтобы привести их в чувство, необходимы повышенные количества нейромедиаторов и гормонов. Так разгоняется нервная и эндокринная система, усугубляя состояние невроза, нередко вызывая развитие метаболического синдрома и сахарного диабета. Вся система регуляции перенастраивается на избыток кальция в клетках и повышенный уровень артериального давления. Это называется ресетингом. По английски «set» - установка, настройка; «reseting» - смещение установочной точки.
Все ловушка захлопнулась. Гипертоническая болезнь сформировалась. И если не предпринять меры по лечению артериальной гипертонии, повышенное артериальное давление разрушит органы-мишени, в первую очередь мозг и сердце. Когда это произойдет – вопрос лишь времени.
Помните – лицам с повышенной проницаемостью клеточных мембран вовсе не обязательно заболевать гипертонией.
Для того, чтобы трансмембранный заряд восстанавливался:
Во-первых, необходима энергия для работы клеточных насосов!
Во-вторых, необходимы сами клеточные насосы, представляющие собой белковые биомолекулы, которые от интенсивной работы быстро изнашиваются и требуют замены. Клеточные насосы – это белки, которые должны постоянно обновляться!
А вот вопрос обновления этих белков и получения энергии для клеточых насосов как раз и решает немедикаментозная программа, о которой замечательно изложено в книге Сергея Алешина "Гипертония: ответный удар", выдержки из которой мы постараемся публиковать на нашем сайте.

Источник материала:
Книга к.м.н., Алешина Сергея Валентиновича
«Гипертония: ответный удар. Немедикаментозная программа, основанная на доказательствах»

Товары

Другие статьи

Каталог Поиск
0
Корзина
0
Избранное
Личный кабинет